Как повысить конкурентоспособность предприятия?
Прежде всего, для этого следует понять причины неожиданного краха успешных компаний.
В 50-х годах XX века в США маленькая фирма Аmрех занялась разработкой и производством видеомагнитофонов и совершила технологический прорыв, создав то, что не смогли сделать крупные корпорации, – сконструировать первый пригодный к практическому использованию видеомагнитофон. Успех был настолько впечатляющим, что компания в 1961 году получила премию Оскар за вклад в развитие кино и телевидения.
Казалось, что технологическое превосходство компании Аmрех является непреодолимым. В то же время, неожиданно для всех лидерство в производстве видеомагнитофонов перехватили японцы, которым достались все прибыли от производства этого продукта. Сама же компания Аmрех перестала существовать.
А где же сейчас японские производители электроники, отобравшие хлеб у Аmрех’а? Вспомним, раньше у каждого из нас был телевизор марки Panasonic либо Sony. А сегодня? Их доля на рынке бытовой видеоэлектроники ничтожно мала, ценные бумаги имеют «мусорные» инвестиционные рейтинги, – и только самые преданные поклонники брэнда продолжают покупать их телевизоры.
Одной из самых драматичных историй банкротств, на наш взгляд, является крах компании Kodak. Согласитесь, еще несколько лет назад невозможно было представить, что компания Kodak, которая стояла у истоков фотографии и более ста лет являлась пионером в фототехнологиях, объявит о своём банкротстве? Kodak не смог перестроится с «пленочной» фотографии и не выдержал конкуренции со стороны цифровых технологий. И, самое драматичное в этом банкротстве то, что именно Kodak в 1976 г. представил миру первый цифровой фотоаппарат.
Как показывают последние исследования, терпят неудачу именно те компании, которые, утрачивая бдительность, перестают осуществлять оценку своих конкурентных позиций. Motorola, SAAB, Singer, Polaroid, Pan American, Daewoo, Nokia, Yahoo – все они являются убедительным подтверждением того, что в условиях конкуренции ни одно предприятие не может спокойно почивать на лаврах.
Особую актуальность это приобретает в условиях макроэкономической нестабильности. В числе ведущих российских компаний по итогам 2014 года во всех рейтингах фигурируют Мечел, СУ-155, Трансаэро. Резонансные банкротства указанных компаний, произошедшие в 2015 году, красноречиво свидетельствуют о том, что величина предприятия далеко не всегда отражает его конкурентоспособность.
И, наоборот, победу в конкурентной борьбе, одерживают те предприятия, которые постоянно анализируют конкурентную ситуацию в отрасли и оценивают свою конкурентоспособность. Своевременно увидеть вызовы со стороны конкурентов, оценить свой реальный конкурентный статус и выйти победителем в конкурентной борьбе позволяет динамический метод оценки конкурентоспособности предприятий.
Мы знаем в чем секрет конкурентоспособности предприятий!