Методология оценки конкурентоспособности

Настоящий раздел адресован исследователям конкурентоспособности компаний: практикам, студентам и аспирантам, а также теоретикам, – всем, кого интересует не только формальная оценка конкурентоспособности, но и содержание этой экономической категории. Здесь представлен обзор и анализ основных направлений мировой экономической мысли в области конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также авторская позиция нашей исследовательской группы по вопросам конкурентоспособности предприятий.

Казалось бы, изучение многочисленных теорий – дело абсолютно неблагодарное. Отнюдь. В отношении конкурентоспособности – это далеко не так. Дело в том, что среди экономистов отсутствует единая точка зрения в отношении конкурентоспособности, в силу чего оценка конкурентоспособности различными методами направлена на измерение совершенно различных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов.

И это неудивительно: конкуренция и конкурентоспособность – настолько сложные явления, что различия в подходах экономистов проявляются уже на уровне понятийного аппарата: оперируя понятиями «конкуренция» и «конкурентоспособность» различные исследователи вкладывают в эти категории совершенно различное содержание.

Как следствие – огромное многообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий. Утверждать, что какие-то из них более правильные, нежели другие, не совсем верно. Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками, обеспечивает достоверные результаты в одних условиях и искаженные – в других. Таким образом, в целях корректной оценки конкурентных позиций компании необходимо выбрать релевантный метод оценки конкурентоспособности. Поэтому в данном случае методология носит совсем не умозрительный характер, и представляет интерес не только для теоретических изысканий, но и для практики конкурентных исследований.

В настоящем разделе мы рассмотрим концептуальные основы конкуренции и конкурентоспособности; понятие конкурентоспособности предприятия, её факторы и детерминанты; сделаем обзор основных методов оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, определим особенности и специфику применения каждого из них. В результате Вы сможете выбрать метод оценки конкурентоспособности, наиболее соответствующий Вашей конкурентной ситуации, благодаря чему получите наиболее точную оценку конкурентных позиций исследуемой компании.